![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Полигон «Красный бор» в Тосненском районе Ленинградской области сегодня можно использовать как хрестоматийную иллюстрацию того, как нельзя было решать проблему с отходами. Тяжёлое наследие советского прошлого, будущее которого остаётся неясным, а настоящее отравляет воду, землю и воздух. Юридически объект находится в ведении властей Петербурга. Эксплуатация полигона началась в 1970-м году. Карты – вырытые в глинистой почве ёмкости-углубления – принимали от 50 до 100 тысяч опасных промышленных отходов ежегодно. Накоплено там, по разным данным, от 1,5 до 2 млн нефтепродуктов, кислот, гальванического шлама, ртутьсодержащих соединений. Уже в 90-е полигон был переполнен отходами.
Последние десятилетия Красный Бор остается экологической "горячей точкой" - фото Валерия Мишакова
В настоящее время полигон официально закрыт и не принимает отходы. Однако карты переполнены, осадки и негерметичность внутреннего резервуара становятся причиной того, что отравляющие вещества попадают в Ижору, а с ней и в Неву.
Решают ли власти эту проблему? Нет, поскольку найти верное решение в сложившейся ситуации непросто. Опыта рекультивации подобных «помоек» в России нет. Западные специалисты также разводят руками, потому что их методики устранения проблемы основаны на чётком знании того, с каким именно веществом имеют дело. Но в данном случае, похоже, что с учётом этого особенно не церемонились, сливали всё, куда придётся.
Как рассказала корреспонденту Activatica.org кампейнер токсического отдела Гринпис России Нина Лесихина, решение проблемы с привлечением зарубежных технологий упирается в отсутствие данных о составе того, что содержится в картах полигона. «С Красным бором ситуация следующая - пока никто не знает, что в картах, никто и не может знать, что с этим делать! Поэтому оценок особо и нет. Были варианты от корейцев, швейцарцев - типа сжигать плазмой и другими способами, но все они начинали с вопроса: а что и сколько там внутри? По-хорошему, это надо все разделить и переработать по-отдельности», - пояснила Нина Лесихина.
Фото Гринпис России
Власти, скорее всего, понимают, что имеют дело с бомбой, у которой все проводки одного и непонятного цвета. Поэтому и строительство завода по сжиганию отходов «Красного Бора» пока встречает препятствия не только со стороны общественности.
Хотя активности граждан в этой истории стоит отдать должное: неизвестно, как бы повернулись события, не воспрепятствуй люди на слушаниях в декабре 2015 года чиновникам и бизнесу. Тогда заказчик проекта комитет по природопользованию Петербурга и разработчик проектной документации — компания ООО «Пеуру Рус» одержали поражение. На сторону граждан встал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, заявив об отказе от опасного проекта. Однако официальных, документальных подтверждений этого решения нет до сих пор.
Тем не менее, есть косвенное свидетельство того, что позиция губернатора в силе. Им можно счесть факт несостоявшихся 28 ноября 2016 года ещё одних слушаний в городе Никольское по строительству завода для сжигания токсичных отходов на полигоне «Красный Бор». Организованы слушания были администрацией Тосненского района Ленинградской области во исполнение решения Ленинградского областного суда. Компания ООО «Пеуру Рус» добивалась их назначения и проведения. Но слушания не состоялись, поскольку на них никто из представителей этой компании не явился.
На наш вопрос по телефону, с чем это связано, в ООО «Пеуру Рус» отказались давать комментарии.
«Пеуру Рус» в рамках государственного контракта ещё в 2015 году разработала проектную документацию завода, которая должна была пройти этап общественных обсуждений, а после — государственную экологическую экспертизу. Финансирование за проведение работ также предполагалось поэтапное.
Стоит отметить, что проект завода рассчитан на сжигание накопленных и вновь поступающих отходов, что противоречит решению Тосненского городского суда о запрете деятельности полигона на приём новых отходов. В решении по делу в отношении ГУПП «Полигон “Красный Бор”» от 08.05.2015 отмечено, что «единственным в своем роде в России предприятие также не является: анализ проводимых конкурсных процедур показывает, что в РФ и на территории СЗФО, ЦФО существуют предприятия, имеющие соответствующие технологии и разрешения (лицензии), которые могут размещать и обезвреживать отходы, образуемые на территории СПб и Ленобласти, поэтому в случае приостановления деятельности СПб ГУПП «Красный Бор» экстремальной ситуации не возникнет».
Помимо этого есть и ещё причина, по которой сжигать отходы полигона нельзя – Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В соответствии с этим законом переработка бытовых отходов предпочтительнее их обезвреживания (в том числе, сжигания) — см. часть «Направления государственной политики в области обращения с отходами».
Таким образом, строительство МСЗ, и особенно без рассмотрения альтернатив, представленных переработкой, противоречит государственной политике Российской Федерации.
При этом «Красный Бор» имеет и ещё одно крайне неприятное свойство - он пожирает бюджетные деньги. И эффективность использования средств, выделенных на решение проблемы полигона «Красный Бор» в предыдущие годы, требует проверки. По данным открытых источников, всего на проекты, связанные с деятельностью полигона, из разных бюджетов, в первую очередь из санкт-петербургского, было выделено несколько миллиардов рублей.
«При этом нынешнее состояние полигона свидетельствует о том, что эти средства не были использованы эффективно. Более того, неоднократно публиковались данные, свидетельствующие о высоком уровне коррупции при выделении и использовании средств, выделенных полигону. Однако до настоящего момента никакой официальной оценки эти факты не получили», - сообщают в Гринпис России.
Фото из группы "Полигон "Красный Бор"
В настоящее время существуют различные технологии обращения с опасными отходами, утверждают в природоохранной организации. «Чтобы решить проблему «Красного Бора», нужно провести сравнительную оценку существующих технологий обращения как с каждым отдельным видом опасных отходов, так и со смесью опасных отходов», - говорит Нина Лесихина, отмечая, что предложения о том, как справиться с полигоном, направлены в правительство Санкт-Петербурга.
«Основные технологии обращения с опасными отходами направлены на извлечение химических соединений из смешанных составов для их дальнейшей переработки, повторного использования или хранения в случае невозможности переработки. Извлечение происходит путем механического, электрохимического, сорбционного, фотохимического и других способов очистки растворов. При этом технология должна быть направлена на обезвреживание опасных отходов, что однозначно исключает возможность применения термической обработки», - отмечается в предложении «Гринпис России».
Много фотографий происходящего на полигоне
Читать подробнее на сайте Активатика